Как побороть страх сцены?

 

Репетировать. Репетировать. И еще раз репетировать.

Вы должны быть отлично готовы к выступлению.

Тщательно проработайте каждую фразу и движение.

Твердая уверенность в том, что и как вы делаете – 99% успеха. Изучите сценическое пространство. Заранее пройдитесь по сцене, на которой вам предстоит выступать. Отметьте для себя ориентиры, по которым вы сможете быстро найти место, где нужно встать. Продумайте траекторию движения. Найдите точки, куда вы будете смотреть. Лучше, если они будут чуть выше зрительного зала, тогда ваша голова будет красиво приподнята.

Перед выходом на сцену сделайте несколько глубоких вдохов. Дыхательные упражнения помогут снять напряжение и сконцентрироваться. Расправьте плечи и улыбнитесь.

Настройтесь на успех! Представьте, что ваше выступление уже прошло и зрители вам аплодируют. Возможно даже стоя, почему нет? Ведь вы неподражаемы!

Лучший способ побороть страх – начать. Сделайте первый шаг, и наработанный материал обязательно возьмет своё. Вы и не заметите, как сделаете всё как надо! Не бойтесь, если что-то пойдёт не так! Зрители не знают, каким в идеале должно быть ваше выступление. Поэтому, даже если вам кажется, что вы ошибаетесь на каждом шагу, они не заметят этого, пока вы будете вести себя уверенно и делать вид, что так и надо.

Любите своих зрителей. Помните, что люди, которые пришли на ваше выступление, уже этим выказали свою доброжелательность по отношению к вам. Они действительно рады вас видеть! Выступайте как можно чаще! Практика - всему голова. И хотя волнение перед выступлением свойственно даже величайшим актерам, очень скоро вы научитесь направлять его в нужное русло и получать настоящее удовольствие от контакта со зрителями.

 

 

Жизненные правила для музыкантов

 

1. Развитие слуха - это самое важное. Старайся с юных лет распознавать тональности и отдельные звуки. Колокол, оконное стекло, кукушка, – прислушайся, какие звуки они издают. 


2. Играй прилежно гаммы и другие упражнения для пальцев.


3. Никогда не бренчи на инструменте! Всегда со свежим чувством играй вещь до конца, никогда не бросай на половине.


4. Добивайся того, чтобы играть легкие вещи правильно и хорошо; это лучше, чем посредственно исполнять трудные.


5. Необходимо, чтобы пьесой овладели не только пальцы, ты должен уметь также и напевать ее для себя без инструмента. Развивай свое воображение настолько, чтобы ты мог удержать в памяти не одну лишь мелодию произведения, но и относящуюся к ней гармонию.


6. Ты должен настолько себя развить, чтобы понимать музыку, читая ее глазами.


7. Когда ты играешь, не беспокойся о том, кто тебя слушает.


8. Играй всегда так, как если бы тебя слушал мастер.


9. Никогда не упускай возможности участвовать в совместной игре – в дуэтах, трио и т.д. Почаще аккомпанируй певцам.


10. Люби свой инструмент, но в своем тщеславии не считай его лучшим, единственным. Помни, что существуют и другие, притом столь же прекрасные.


11. Играй усердно фуги больших мастеров и, прежде всего, И.С. Баха. «Хорошо темперированный клавир» должен быть твоим хлебом насущным. Тогда ты безусловно станешь основательным музыкантом.


12. Пой усердно в хоре, особенно средние голоса. Это разовьет в тебе музыкальность.


13. Не упускай никогда случая послушать хорошую оперу.


14. Начиная сочинять, проделай все мысленно. Только когда вещь совершенно готова, попробуй сыграть ее на инструменте.


15. Прилежанием и настойчивостью ты всегда достигнешь более высокого.