Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Детская музыкальная школа

г.Кизел Пермский край

Афоризмы о музыке

 

 

В этой рубрике мы решили опубликовать подборку метких высказываний известных композиторов и музыкантов. Надеемся, что они покажутся вам интересными и полезными.


       Роберт Шуман - настоящий «рекордсмен» по количеству музыкальных афоризмов. Его перу принадлежит несколько десятков крылатых выражений, которые он назвал "Жизненными правилами для музыкантов". Вот некоторые из них:

  • Развитие слуха - это самое важное. Старайся с юных лет распознавать тональности и отдельные звуки. Колокол, оконное стекло, кукушка - прислушайся, какие звуки они издают.

 

  • Играй ритмично! Игра некоторых виртуозов похожа на походку пьяного. Не бери с них пример!

 

  • Не бойся слов: теория, генерал-бас, контрапункт и т. п.; они встретят тебя приветливо, если ты поступишь так же.

 

  • Никогда не бренчи! Всегда бодро играй пьесу до конца и никогда не бросай на половине.

 

  • Старайся играть легкие пьесы хорошо и красиво; это лучше, чем посредственно исполнять трудные.

 

  • Необходимо, чтоб пьесой овладели не только пальцы, ты должен уметь напевать ее про себя без инструмента. Обостряй свое воображение настолько, чтобы ты мог удержать в памяти не одну лишь мелодию, но и относящуюся к ней гармонию.

 

  • Всегда проявляй заботу о чистоте настройки твоего инструмента.

 

  • Старайся, даже если у тебя небольшой голос, петь с листа без помощи инструмента; тонкость твоего слуха будет от этого все время возрастать. Если же у тебя хороший голос, не медли ни минуты и развивай его; рассматривай это как прекраснейший дар, которым тебя наделило небо.

 

  • Если тебе предложат сыграть с листа незнакомое сочинение, то сначала пробеги его глазами.

 

  • На сладостях, печенье и конфетах из ребенка никогда не вырастить здорового человека. Духовная пища так же, так же как и телесная, должна быть простой и здоровой. Великие мастера достаточно позаботились о такой пище; ее и придерживайтесь.

 

  • Считай безобразием что-либо менять в сочинениях хороших композиторов, пропускать или, чего доброго, присочинять к ним новомодные украшения. Это величайшее оскорбление, какое ты можешь нанести искусству.

 

  • Никогда не упускай возможности участвовать в совместной игре в дуэтах, трио и т.п. это придаст твоей игре свободу и живость. Почаще аккомпанируй певцам.

 

  • Ищи среди твоих товарищей таких, которые знают больше чем ты.

 

  • Пой усердно в хоре, особенно средние голоса. Это разовьёт в тебе музыкальность.

 

  • Рано начинай обращать внимание на звук и характер различных инструментов; старайся хорошо запечатлеть в слуховой памяти их своеобразную звуковую окраску.

 

  • Не упускай никогда случая послушать хорошую оперу.

 

  • Внимательно наблюдай жизнь, а также знакомься с другими искусствами и науками.

 

  • Без энтузиазма в искусстве не создаётся ничего настоящего.

 

  • Лишь тогда, когда тебе станет ясной форма, будет тебе ясным и содержание.

 

  • Ученью нет конца.

 

  • Во все времена бывали плохие композиторы и глупцы, которые их хвалили.

 

  • Если ты должен перед кем-нибудь играть, не ломайся; делай это сразу или сразу же откажись.

 

  • Не думай, что старая музыка устарела. Подобно прекрасному правдивому слову, никогда не может устареть прекрасная правдивая музыка.

 

 

       ...И еще несколько метких высказываний, принадлежащих перу разных авторов:

 

  • Играть быстро легче, чем играть медленно.      (В.А. Моцарт)

 

  • Паузы между нотами - вот, где обитает искусство.      (А. Шнабель)

 

  • Глупость исполнителя нигде так не очевидна, как в паузах.      (Н. Перельман)

 

  • Пой, когда играешь.     (А. Тосканини)

 

     Многим музыкантам хорошо знакомо имя Карла Черни - автора огромного количества этюдов, настоящего мастера искусства игры на фортепиано. В своей «Полной теоретической и практической фортепианной школе» композитор очень точно определил характер каждого из динамических оттенков. Вдумайтесь в эти высказывания - возможно, они помогут вам более внимательно и более творчески относится к самым простым музыкальным терминам!

  • при исполнении pianissimo (pp) к клавишам прикасаются так слабо, как только возможно, чтобы игра не потеряла отчетливости: pp носит характер таинственный, мистический и может при совершенном исполнении произвести на слушателя чарующее впечатление звучащей издалека музыки или эха;

 

  • piano (p) означает кротость, спокойное равнодушие или тихую грусть, сущность пиано передается мягким и нежным, но уже более определенным и выразительным прикосновением к клавишам;

 

  • forte (f) передает мощь, самостоятельность и решительность, однако в рамках благоприятного, без преувеличения страсти;

 

  • fortissimo (ff) выражает нарастание радости до ликования, горя до неистовства, блеска до бравуры.
Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"