Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Детская музыкальная школа

г.Кизел Пермский край

Бетховен Людвиг Ван

 

 

Бетховен Людвиг Ван


Людвиг ван БЕТХОВЕН Бетховен (Людвиг van Beethoven) — величайший композитор XIX стол., род, 16 дек. 1770 г. в Бонне, где его дед Людвиг фан Б. был капельмейстером, а отец Иоганн фан Б. — тенором в курфюрстской капелле. В. проявил очень рано поразительный музыкальный дар, но тяжелая семейная обстановка имела большое влияние на характер Б. и сделала его смолоду мрачным и замкнутым. Для его умственного развития было сделано лишь самое необходимое, а музыкальное образование велось неправильно; с другой стороны, однако, Б. встретил участие и поддержку людей посторонних, именно в семействе Брейнинга (начиная с 1783 г.). Первыми учителями музыки Б. были его суровый отец, а затем Гобоист Пфейфер. Музыкальные успехи Б. вскоре обратили на него всеобщее внимание, особенно же приводила всех в изумление его уже в то время блестящая игра на фортепиано, соединенная с необыкновенною способностью к импровизации. В игре на органе Б. усовершенствовали придворный органист фан дер Эдень и капельмейстер Нэфе, и уже в 1785 году с восшествием на престол курфюрста Макса Франца II он был назначен придворным органистом, оставаясь в то же время альтистом в оркестре. Усердно занимаясь композицией, Б. Пробовал уже свои силы и в создании более крупных сочинений, из которых особенную известность получили рыцарск. балет и большая кантата. Путешествие его в Вену весною 1778 г., которое доставило Б. мимолетную встречу с Моцартом, было непродолжительно. Вскоре после возвращения Б. из Вены скончалась его мать (Мария Магдалина В., рожденная Кевериг, из Кобленца), и домашние дела сложились еще хуже. Тогда по ходатайству графа Вальдштейна, курфюрст рушился осенью 1792 г. отправить Б. на несколько лет в Вену, чтобы дать ему возможность докончить свое музыкальное образование под руководством Гайдна. Кроме Гайдна, Б. получал указание в от Шенка, автора комической оперы “Деревенели цирюльник”, а после отъезда Гайдна в 1794 г. в Англию, Б. прослушал теоретический курс у Альбрехтсбергера, в области же вокальных сочинений пользовался руководством Сальери. Благодаря рекомендации курфюрста, В. был принят в аристократическом обществе. Князь Лихновский взял его к себе в дом, граф Разумовский предоставил в его распоряжение свой квартет,. а князь Лобковиц — свою капеллу. Б. так успел сжиться с Веной, что за исключением одного выезда в Прагу и Берлин в 1796 году, он никогда более не покидал ее. Лето Б, проводил где-нибудь в окрестностях Вены, среди скромной обстановки и в постоянном общении с природой, которую страстно любил и которая его вдохновляла когда он отдыхал от обычных трудов. Заняв вскоре после прибытия в Вену первое место в ряду танистов, на что он имел неоспоримое право, особенно благодаря своему уникальному дару импровизации, Бетховен, после выхода в свет в 1795 г. первых своих значительных произведений, трех фортепианных трио, приобрел и славу первостепеннейшего композитора. С того времени он не переступал проявлять прирожденную ему уникальную творческую силу, которая развивалась в целом ряде разнообразных сочинений, отличавшихся как глубиною, новизною формы и содержания, так и неистощимым богатством изумительной изобретательности. В последовательном ходе творческого процесса Бетховен сначала овладел разнообразными формами камерной музыки, работал над сонатою (для одного фортепиано и с сопровождением других инструментов), которую он развил до ее полного художественного значения, над квартетом (всего квартетов Б. сочинил шестнадцать), и затем выработанные в этой области приемы он перенес в оркестровую музыку, став таким образом создателем инструментальной музыки в широком стиле. Уверенной рукой он овладевал всеми средствами музыкального выражения, которые были завещаны Моцартом и Гайдном, развил и обогатил их. С полнейшею свободою в выражении своей Индивидуальности и с замечательным пониманием музыкальных форм Б. соединял тонкое понимание характерной полноты и выразительности звука. После 3-ей симфонии Eroica (1804), большой увертюры “Леонора” № 3 (1805) и трех русских квартетов (1806), направление Б. определилось вполне, и с того времени стало своеобразно проявляться в каждом новом его произведении. Симфонии В (1806), С -moll, пасторальная (1807 - 08) и затем Adur (1812) могут служить указателями пути великого композитора. К этим симфониям примыкают большие концерты. Но и в области вокальной музыки, Б. не оставался бездеятельным. Кроме песен (Lieder) и мелких вокальных произведений, он написал в 1803 году кантату “Христос на горе Елеонской” и вслед затем, в 1805 г., оперу “Фиделя”, которая в то время особенным успехом не пользовалась, но вновь переработанная в 1814 году была оценена музыкальным миром, и с того времени заняла прочное место на всех германских оперных сценах. После моцартовской “Волшебной флейты” это была первая немецкая опера, получившая широкое распространение. К сожалению, не смотря на стремление и обширные планы Б. в этой области, ему не пришлось создать другой оперы. Написанные им два “Festspiele” для торжественного открытия театра в Пеште в 1812 г., “Король Стефан” и “Афинские развалины” не могут быть названы операми. К театральной музыке принадлежат также балет Б.: “Создание Прометея” (1801), музыка к гётевскому “Эгжонту” (1810) и увертюра к “Королану” Коллинса (1807). Когда в 1809 г. Б. было предложено место королевского капельмейстера в Касселе (Вестфалии), эрцгерцог Рудольф (ученик и друг Бетховена), князь Лобковиц и граф Кинский сложились и предложили ему ежегодное содержание в 4000 фюр. под единственным условием, чтобы он отказался от предлагаемого ему места и не покидал Австрии. Хотя содержание это и уменьшилось вследствие государственного банкротства в 1811 г., учреждение вслед затем конкурса над имениями князя Лобковица, а также вследствие последовавшей кончины графа Кинского, все же оно обеспечивало независимое положение великому композитору, находившемуся в то время в поре полной творческой силы. Год конгресса (1811) застал Б. на высоте его славы. Грандиозное исполнение его 7 и 8 симфоний, симфонии “Битва при Виттории”, и сочиненной по поводу событий этого времени кантаты “Минута славы” (Glorreiche Augenblick), а также возобновление “Фиделю”, доставили Б. величайшую популярность в Вене. Однако он не мог вполне наслаждаться всеобщим признанием своих заслуг, так как начавшееся еще в 1802 г. ослаблено слуха усилилось почти до подпой его потери. Эта болезнь, не поддававшаяся никакому лечению, омрачала его настроение духа, сделала В. недоверчивым, и заставляла искать уединения. Новым источником неприятностей и разного рода огорчений послужили принятые Б. на себя в 1815 г. заботы о воспитании сына его умершего брата Карла. Денежные обстоятельства Б. ухудшились и одно время даже самое творчество его как будто приостановилось. Но вот назначение эрцгерцога Рудольфа епископом Ольмкциа (в 1818 году) подает Б. мысль написать торжественную мессу; он отдался ей со всею силою своего вдохновения и она заняла его до 1822 г. Б. в прежде сочиненной им в честь князя Эстергази (1808) Cdur-ной мессе в значительной степени придерживался стиля Моцарта и Гайдна; в этом же новом произведении, которое по обширности плана превосходит обычные размеры сочинений подобного рода, религиозные впечатления выражены от одной стороны с необычайным экстазом, а с другой, вполне субъективно. По окончанием этой “торжественной мессы” (missa solemnis), Бетховен с таким же жаром приступил к выполнению давно лелеянного им намерения написать симфонию, последняя часть которой заключается хором на текст шиллеровский “Оды к радости”. К началу 1824 г. было окончено и это произведение, обширное по своим размерам и чрезвычайно трудное в техническом отношении, в особенности в вокальных партиях. Затем были написаны, среди тяжелых физических страданий; и, четыре больших квартета, которые и по ныне составляют предмет изучения для каждого знатока, по своему глубокому содержанию и сложности не вполне доступные массе. Б. умер после продолжительных страданий 26 марта 1827 г. и похоронен в Вене. Ему воздвигнуты памятники в Бонне (бронзовая статуя работы Гэнеля, в 1845) и в Вене (работы Цумбуха, 1880 г.). — Полное собрание сочинений Б. было издано в Лейпциге Брейткопфом и Гертелем (24 cepии, 1862 — 64). Хронологический указатель произведений Б. составлен Тайером (Берл., 1865 г. ), тематической же, с историческими ссылками на время их появления в свет, издал Ноттебом (Лейпциг, 1868 г., 2 изд. Брейткопфа и Гертеля). Литература. Vegeler und Ries, “Biographische Notizen uber В.” (Кобл., 1838); Schindier, “Biographie von L. van В.” (Мюнстер, 1838, 3 изд., 1860); Lenz, “Б. и его 3 стиля” и “В., eine Kunstsludie” (6 частей, Гамбург, 1860); Marx, “L. van В. Leben und Schaffen” (Берл., 1859, 3 изд., 1875); Ulibischeff, “В., ses critiques et ses glossateurs” (Лейпц., 1857; немецкий перевод Bischeffa, Лейпциг, 1859); Nohl, “B. s Leben” (3 т., Вена и Лейпц., 1864 — 77); его же, “В., пас den Schilderun gen Seiner Zeitgenossen” (Штутг., 1877); Nottebohm, “Ein Skizzenbuch von В.” (Лейпциг, 1865); его же, “Beethoveniana” (Лейпц., 1872), его же, “B. s Studien” (часть 1, Лейпц., 1873); Thayer, “Ludwig van B. s Leben” (в нем. переводе Deiters'a, 3 т., Берл., 1866 — 79); von Breuning, “Aus dem Schwarzspanlerhanse” (воспоминания о Б., Вена, 1874); Серов “9 симфония Бетховена” (“Музык. театр. Вестник”, 1856 г., №№ 15 и 17); его же, “Девятая симфония Б., ее склад и смысл” (“Современная Летопись”, 1868 г., № 16); в этих статьях Серов обратил внимание на исследование тематизма 9-й симфонии. См. также о жизни Б. в “Репер, и Пантеоне” (1844, кн. 9 и 10). Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона.

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"